Веселый и поучительный досуг для детей в современном мегаполисе. Узнайте, что делает детскую площадку интересной, комфортной и безопасной для детей. Изучите успешные примеры в столице Москве. Описание детской площадки, ее компоненты и значение для развития детей.
Cодержание
Веселый и поучительный досуг
Дети в современном мегаполисе сталкиваются со множеством стрессов – пугающе огромным пространством города, его высокой скоростью жизни, с недружелюбностью дворов, а порой и с банальной (но особенно тягостной для малышей) скукой. Поэтому детям так необходимы здесь свои «места силы», где им будет интересно, комфортно и безопасно проводить свободное время. Конечно, первое, что приходит на ум, – это детские площадки. За последние годы они стали неотъемлемой частью городского пространства, и внимание их строительству уделяется ничуть не меньше, чем другим объектам Москвы. Рассказываем, что урбанисты сегодня считают важным при обустройстве детских площадок и какие удачно воплощенные кейсы можно найти в столице.
Конечно, дети приходят на площадку, прежде всего, поиграть, поэтому она должна обладать высокой игровой ценностью – иметь в своем арсенале игровые комплексы, дающие ребенку простор для выбора сценария на свой вкус и темперамент. Двигательную активность на площадке обеспечивают, например, скалодромы, подвижные платформы, тарзанки, горки и качели, а более спокойное времяпрепровождение – места для экспериментирования, такие как песочницы, конструкторы и интерактивные комплексы с двигающимися элементами. Последние, помимо развлекательной, выполняют еще и образовательную функцию – в процессе игры дети познают мир, приобретают новый опыт и воплощают тягу к творчеству.
Очевидно, что в случае с детскими локациями в парках у архитекторов больше пространства для маневра, чем при обустройстве камерных дворов столицы. Однако даже в стесненных условиях можно найти оригинальное решение для постройки детской площадки, которое не будет умалять ее увлекательность. Например, один из «лайфхаков» планировки в небольшом дворе – более активное использование вертикального пространства. Игровые комплексы здесь начинают как бы «расти» вверх. Такой проект разработали, например, для двора столичного жилого комплекса на улице Малая Ордынка – здесь на площади размером чуть больше московской «трешки» разместили холмы в форме песчаных дюн, которые органично вместили в себя базовый развлекательный детский набор - горку, скалодром, песочницу, лазалки и тоннели.
Еще одна из важных задач городской детской площадки – приблизить детей к природе и хотя бы на время перенести их внимание со смартфонов на окружающий мир. Сейчас в столице открыто несколько детских пространств с «природной» концепцией – игровые элементы и настил здесь выполняются из натуральных материалов, создавая ощущение окружающей природы. Такая атмосфера способствует развитию воображения, креативности и экологическому сознанию.
Из чего состоит детская площадка, и для чего она нужна?
Детская площадка – игровое пространство, нужное для полноценного, гармоничного развития подрастающего поколения. Оборудованное специальным образом, продуманно и рационально, оно обеспечивает мальчишек и девчонок всем необходимым для физической тренировки. В активной, естественной для ребят форме развиваются ловкость, цепкость, сила и другие важнейшие качества. Вот почему установка правильной, сбалансированной и безопасной детской площадки должна основываться на требованиях ГОСТа.
Из чего состоит детская площадка? Первоначально, она содержит игровые комплексы, такие как скалодромы, подвижные платформы, тарзанки, горки и качели, которые обеспечивают двигательную активность детей. Для более спокойного времяпрепровождения на площадке могут быть предусмотрены места для экспериментирования, такие как песочницы, конструкторы и интерактивные комплексы с двигающимися элементами. Эти элементы игрового оборудования помогают детям познавать мир, развивать свои навыки и способности, а также проявлять творческий потенциал.
Детская площадка может быть организована даже в стесненных условиях, где пространство ограничено. В таких случаях можно использовать вертикальное пространство, чтобы максимально эффективно использовать доступную площадь. Например, игровые комплексы могут быть размещены в форме песчаных дюн, создавая интересную и увлекательную среду для детей.
По возрастному показателю
Детские площадки обычно разделяются на возрастные категории, чтобы соответствовать различным потребностям и способностям детей. Для малышей предусматриваются специальные зоны, такие как песочницы и небольшие качели, которые подходят для их возраста и физических возможностей. Для детей среднего возраста предлагаются канатные сетки, спиральные спуски, извилистые горки и другие элементы, которые способствуют развитию их ловкости и координации движений. Для старшего возраста предусмотрены спортивные турники, лестницы и другие конструкции, которые позволяют ребятам проявить свою физическую силу и выносливость. Качели и карусели считаются подходящими для всех возрастов, при условии сопровождения старших для детей младшего возраста.
Проектирование и обустройство детской площадки должны учитывать возраст, рост, вес и физические возможности детей. Все элементы игрового оборудования должны соответствовать требованиям безопасности, установленным ГОСТом. Это включает в себя использование безопасных материалов, определение максимальной высоты свободного падения и создание зон безопасности вокруг элементов. Кроме того, необходимо учитывать освещение и наличие свободного пространства для безопасной игры.
См. также
История детских площадок в мире, СССР и России
Впервые упоминания о детских площадках появились в XIX веке. Ранее дети играли на улицах, используя подручные предметы и хозяйственные отходы. С развитием педагогики и культуры начали появляться первые детские сады, и, вероятно, в это время появились и первые детские площадки. В мировой истории одним из первых упоминаний детских площадок является картина художника Жака-Лорана Агаса «Площадка для игр».
В России детские площадки появились в начале XX века. В 1910 году в газетах Петербурга появилась первая заметка о детской площадке, открытой на...
Что нам скажет Википедия?
Детская площадка — место, предназначенное для игры детей, преимущественно дошкольного возраста. Находится в населённом пункте и ограждена от дорог.
Детская площадка — территория, на которой расположены элементы детского уличного игрового оборудования с целью организации содержательного досуга. Игровое оборудование, в свою очередь, представляет собой набор конструктивных сооружений, способствующих физическому и умственному развитию, с учетом индивидуальных особенностей и оказывая при этом благоприятное воздействие на социальную адаптацию ребёнка.
В зависимости от содержания, детские площадки делятся на:
- Площадки для каждой из возрастных категорий имеют свои особенности, и предназначенные для них зоны включают в себя определённые элементы. Для самого младшего возраста — переход по мостику, ступеньки, песочницы; для среднего возраста — канатные сетки и дороги, спиральные спуски, извилистые горки; для старшего возраста — спортивные турники и лестницы. Качели и карусели считаются подходящими для всех возрастов, при условии сопровождения старших для детей младшего возраста.
Все элементы детской площадки должны соответствовать возрасту, росту, весу и физическим возможностям ребёнка. Лучше всего обустраивать детскую площадку в соответствии с требованиями безопасности для игровых элементов, таких как безопасность материалов, максимальная высота свободного падения, зоны безопасности. При проектировании учитывается также освещение и наличие свободного пространства вокруг элементов. Производство детских площадок невозможно без получения сертификата соответствия необходимым ГОСТам.
В странах СНГ, России, на Украине и в Белоруссии обычно во дворе каждого многоквартирного дома устраиваются детские площадки того или иного наполнения.
История детских площадок в мире, СССР и России
До XIX века в Европе не существовало учреждений, которые бы занимались организацией специального пространства для детских игр и досуга. Дети были предоставлены сами себе, в качестве предметов для игр использовались подручные предметы и хозяйственные отходы. По мере развития педагогики, психологии и культуры начинают появляться первые детские сады. Предположительно, тогда же начали появляться и детские площадки. Одним из первых упоминаний детских площадок в мировой истории является картина художника Жака-Лорана Агаса «Площадка для игр».
В 1910 году в газетах Петербурга появилась первая заметка о детской площадке, открытой на Петроградской стороне представителями монархии, где «дети угощались чаем и булочками».
В начале XX века в Москве под руководством педагога С. Т. Шацкого функционировало общественное движение «Сетлемент», состоящее из представителей столичной интеллигенции (архитекторы, музыканты, педагоги и другие). Оно занималось организацией детского досуга: игровых площадок, клубов, мастерских и учебных курсов. В 1915 году общество получило дотацию от Министерства народного просвещения.
Вопросом досуга московских детей плотно занимался и тульский педагог Г. К. Ремизов. С 1909 года благодаря его инициативе в столичных парках стали массово проводить детские игры: «Волки и овцы», «Гуси и волки», «Третий лишний» и другие. К 1912 году в Москве было 24 площадки для игр.
Всё изменилось при Советской власти, когда с 1917 года, благодаря пропаганде и внедрению системы дошкольного образования, создание и обустраивание детских площадок стало массовым явлением, связанным с развитием системы детских садов. В отдельных случаях детские площадки создавались по индивидуальным проектам, таким как детский городок Андерсенград в городе Сосновый Бор Ленинградской области. Советские детские площадки сохранились и используются почти во всех городах России и стран СНГ.
В настоящее время городские администрации по всему миру привлекают архитектурные и дизайнерские бюро для проектирования и установки детских площадок. Примером такого проекта в России является детская площадка в московском Парке Горького, выполненная датским бюро Monstrum. Детская площадка представляет собой композицию с тонущим лайнером и гигантским осьминогом, а также содержит спортивные элементы, такие как горки и натяжные сетки для лазания.
Общие требования, стандарты и безопасность к игровым площадкам регламентированы ГОСТом 52169-2012.