История детских площадок уходит корнями в прошлое, когда детям не предоставлялось специальных территорий для игры. Веками городские дети свободно бродили по улицам и развлекались в подворотнях. Узнайте, когда появилась первая детская площадка и как они эволюционировали в России. Читайте статью на сайте МАЛВИС.
История детских площадок уходит корнями в прошлое, когда детям не предоставлялось специальных территорий для игры. Веками городские дети свободно бродили по улицам и развлекались в подворотнях. Однако только в XIX веке взрослые осознали важность детской игры и начали создавать специальные общественные пространства для нее.
История элементов детских площадок
Многие элементы современных детских площадок имеют древнюю историю. Например, уже в Древней Греции маленькие девочки качались на привязанных к деревьям качелях во время празднования культа Дионисия. Прототипом карусели служили аттракционы, на которых тренировали рыцарей-конников их меткости и вестибулярного аппарата.
Однако, если говорить о детских площадках как о специальных маркированных территориях, то их история началась с появления песочниц. Первые общественные "песочные сады" появились в Германии в 1850-х годах в уже существующих городских парках. Эту идею активно пропагандировал педагог Фридрих Фрёбель, который придавал большое значение детской игре с природными элементами. В результате его влияния, появились также и современные детские сады, где детей не только присматривают, но и развивают и развлекают.
Первые детские площадки
Первые детские площадки современного типа, то есть с разнообразными игровыми элементами, появились в России в конце XIX века. В 1894 году была открыта первая площадка в Санкт-Петербурге, а затем они стали появляться и в других городах, таких как Москва, Томск, Иркутск, Самара, Киев, Саратов, Екатеринославль, Тверь, Ярославль и другие. Вначале площадки открывались на общественных началах, городские власти предоставляли место для них, а организацией занимались инициативные группы и меценаты.
Посещение площадок было бесплатным, но требовалась регистрация. Родители заполняли анкету с информацией о составе семьи, доходах, занятиях и здоровье ребенка, собирая социологические данные. На площадках принимали детей разного возраста, проводящих там несколько часов или даже целый день. У каждой площадки был назначенный руководитель, который составлял отчеты о работе, анализировал ошибки и делал выводы.
Эволюция детских площадок
Первые детские площадки были сравнительно простыми. Они состояли из деревянных сарайчиков для хранения игрушек, нескольких лавочек и стола. В 1931 году на площадках начали устанавливать турники, брусья и другие спортивные объекты. После Второй мировой войны появились хорошо оборудованные площадки с качелями, горками и песочницами. В России создание детских площадок рассматривалось как коллективное творчество, и имена их дизайнеров часто остаются неизвестными.
История детских площадок в России богата событиями и достижениями. Они стали важными инструментами в борьбе с беспризорностью и способствовали развитию детей. Сегодня детские площадки являются неотъемлемой частью городской инфраструктуры и продолжают развиваться, соответствуя современным требованиям безопасности и развития ребенка.
Что нам скажет Википедия?
До XIX века в Европе не существовало учреждений, которые бы занимались организацией специального пространства для детских игр и досуга. Дети были предоставлены сами себе, в качестве предметов для игр использовались подручные предметы и хозяйственные отходы. По мере развития педагогики, психологии и культуры начинают появляться первые детские сады. Предположительно, тогда же начали появляться и детские площадки. Одним из первых упоминаний детских площадок в мировой истории является картина художника Жака-Лорана Агаса «Площадка для игр».
В 1910 году в газетах Петербурга появилась первая заметка о детской площадке, открытой на Петроградской стороне представителями монархии, где «дети угощались чаем и булочками».
В начале XX века в Москве под руководством педагога С. Т. Шацкого функционировало общественное движение «Сетлемент» (позже было переименовано в «Детский труд и отдых»), состоящее из представителей столичной интеллигенции (архитекторы, музыканты, педагоги и другие). Оно занималось организацией детского досуга: игровых площадок, клубов, мастерских и учебных курсов. В 1915 году общество получило дотацию от Министерства народного просвещения.
Вопросом досуга московских детей плотно занимался и тульский педагог Г. К. Ремизов. С 1909 года благодаря его инициативе в столичных парках стали массово проводить детские игры: «Волки и овцы», «Гуси и волки», «Третий лишний» и другие. К 1912 году в Москве было 24 площадки для игр.
Всё изменилось при Советской власти, когда с 1917 года, благодаря пропаганде и внедрению системы дошкольного образования членом управы Выборгского района Петрограда, а затем, заместителем наркома народного просвещения Надеждой Константиновной Крупской, оборудованные детские площадки (с обязательно присутствующими там одним или несколькими педагогами, проводящими с детьми занятия) стали создаваться и обустраиваться массово и повсеместно, что связано с развитием всей государственной системы детских садов.