История острова Новая Голландия, его создание и развитие. Авторы проекта, архитекторы и реставрация. Уникальный ансамбль, сочетающий историческое наследие и современные проекты.
Cодержание
История Новой Голландии
Новая Голландия – остров в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга, ограниченный рекой Мойкой, Крюковым и Адмиралтейским каналами. Этот остров является одним из старейших утилитарных ансамблей города. Его площадь составляет 7,8 га.
Остров Новая Голландия возник в 1719 году после прорыва двух каналов – Крюкова и Адмиралтейского – между рекой Невой и рекой Мойкой. Считается, что сам Петр I любил отдыхать на этом острове, поэтому ему приписывают авторство современного названия. Изначально, территория неподалеку от Адмиралтейства, где находились склады корабельного леса, называлась "Голландией". С появлением двух каналов, склады были перенесены на остров, а сам остров получил название "Новая Голландия".
В 1732 году архитектор Иван Коробов был поручен Адмиралтейством построить сеть бассейнов и ряд складов на острове для нужд судостроителей Галерной верфи. Основные постройки на острове были сараями, где хранился корабельный лес и инструменты для строительства и ремонта судов. В 1763 году было принято решение о проведении комплексной реконструкции острова с заменой всех построек на каменные. В этом проекте основную роль сыграл С. И. Чевакинский, который предложил идею сушки леса в вертикальном положении, что позволило увеличить вместимость складских помещений и избежать гниения дерева.
Здания на острове Новая Голландия были построены из красного кирпича и не имели обычной штукатурной отделки. В 1788 году работы по строительству были доверены французскому архитектору Жану-Батисту Валлен-Деламоту, который также предложил идею знаменитой арки, соединяющей внутренний бассейн "Ковш" с рекой Мойкой. Арка Новой Голландии была построена в 1779-1787 годах и является впечатляющим архитектурным сооружением, сочетающим элементы древнеримской триумфальной арки и колонн тосканского ордера.
Реставрация и развитие Новой Голландии
В 2010 году компания Millhouse LLC получила инвестиционный контракт на реставрацию и приспособление острова Новая Голландия. В рамках проекта "Новая Голландия: культурная урбанизация" была разработана концепция, которая предусматривает создание нового подхода к реорганизации и адаптации этой территории, являющейся памятником культуры и истории федерального значения. Главной целью проекта является интеграция Новой Голландии в инфраструктуру Санкт-Петербурга, а также ее позиционирование на международной арене.
В 2011 году Новая Голландия была открыта для посещения, и в период с 2011 по 2013 годы проводились экспериментальные программы под названием "Лето в Новой Голландии". Благодаря этим программам удалось провести социальное и маркетинговое исследование, которое помогло определить возможные функции будущего проекта, а также выявить целевую аудиторию и предпочтения посетителей.
Успех временных программ показал, что создание городского парка с современной инфраструктурой на пустующей территории является необходимостью для города. Поэтому было принято решение организовать Новую Голландию в качестве площадки для проведения культурных программ и городских проектов, предложенных жителями самого города.
Развитие Новой Голландии также предусматривает создание платформы для молодых и творческих сил в различных областях, включая культуру, науку и предпринимательство. Помимо коммерческих проектов, на острове планируется размещение культурных и образовательных центров, научных лабораторий, выставочных пространств и других объектов.
Морская тюрьма и другие сооружения
На острове Новая Голландия, который в XVIII веке использовался в основном как складская территория, были построены сооружения нового назначения. В середине XIX века было построено здание морской тюрьмы, известное как "Бутылка". Это круглое здание стало символом острова, а фраза "не лезь в бутылку" стала поговоркой.
Морская тюрьма имела особую пенитенциарную систему, где заключенные моряки осваивали новые профессии и получали оклад за свой труд. Здание тюрьмы было реконструировано в 1863 году специально для тюремных нужд. Комплекс острова Новая Голландия также включает другие сооружения, такие как гауптвахта и магазины.
В начале XIX века было решено переделать складские корпуса на острове под различные магазины и амбары. Кроме того, в западной части острова была построена морская тюрьма по проекту архитектора Александра Штауберта. Это здание стало первой в России тюрьмой, построенной на началах правильной пенитенциарной системы.
Новая Голландия – это уникальный ансамбль, сочетающий историческое наследие и современные культурные и коммерческие проекты. Благодаря реставрации и развитию этой территории, она стала не только значимым объектом для города Санкт-Петербурга, но и местом, привлекающим множество посетителей со всего мира.
См. также
Что нам скажет Википедия?
Кроме того, Новая Голландия — один из старейших утилитарных ансамблей города.
В 1732 году Адмиралтейство поручило архитектору Ивану Коробову построить сеть бассейнов (в частности, Адмиралтейский канал) и ряд складов по периметру острова для нужд судостроителей Галерной верфи. Большая часть территории острова была застроена сараями, в которых хранился корабельный лес, инструменты и различные приспособления для строительства и ремонта судов. С течением времени места стало не хватать, и в 1763 году было решено провести комплексную реконструкцию острова с заменой всех построек на каменные. В основу нового складского комплекса был положен проект С. И. Чевакинского. Он предложил идею сушки леса не в штабелях, а в вертикальном положении («конусами»), таким образом удалось увеличить вместимость складских помещений и избежать гниения дерева.
Здания были построены из красного кирпича и лишены обычной для того времени штукатурной отделки. Когда в 1788 году было прекращено строительство по предыдущему проекту, к работам привлекли французского архитектора Жана-Батиста Валлен-Деламота. Отделку фасадов производили уже в соответствии с его проектом (фасады складов выполнены в виде аркады из полукруглых проёмов-дверей). Ему же принадлежит идея знаменитой арки, переброшенной через канал, соединяющий внутренний бассейн («Ковш») с рекой Мойкой. Арка Новой Голландии построена в 1779—1787 годах. Её высота — 23 метра, а ширина пролёта — 8 с лишним метров. Архитектурная композиция соединяет образ древнеримской триумфальной арки, обрамлённой мощными сдвоенными гранитными трёхчевертными колоннами тосканского ордера и «вставленным» в проём арки подобием «палладиева окна» с отрезками антаблемента. Мощь и одновременно изящество этого сооружения производит несколько суровое, но истинно монументальное впечатление. На стенах пилонов сделаны полуциркульные ниши с наличниками и замками с гирляндами из светлого камня, верхняя часть арки выделена профилированным поясом, замковым камнем и рельефной гирляндой, сделанными из светлого известняка. Проект арки был скорректирован военным инженером И. К. Герардом через два года после постройки (Герард обнаружил, что проектные размеры острова и каналов у Чевакинского и Валлен-Деламота не соответствуют реальности), в 1783 году конструкцию усиливал М. Н. Ветошников (фактически из-за второй русско-турецкой войны проект остался не до конца реализован).