Узнайте о требованиях к детским площадкам и ответственности за их содержание. Кто несет ответственность за содержание детских площадок на придомовой территории? Как поддерживать площадки в надлежащем состоянии? Узнайте о размерах и условиях размещения детских площадок, а также о требованиях и стандартах для обеспечения безопасности и комфорта детей.
Требования к детским площадкам и ответственные лица за их содержание
Любой благоустроенный двор имеет детскую площадку, которая предполагает набор определенных правил и требований с точки зрения содержания. Иногда, если территория земельного участка позволяет, помимо детских площадок на ней могут размещаться и иные объекты массового благоустройства: футбольное поле, парк тренажеров и иные подобные объекты. Так сложилось, что требования к детским площадкам в части содержания довольно обширные и, будучи неподготовленным, учесть их сразу довольно непросто.
Кто обязан содержать детскую площадку
Общее правило такое: детскую площадку содержит собственник земельного участка, на котором она находится.
Если земельный участок имеет кадастровый номер, отмежеван и выделен (сформирован) под определенный многоквартирный дом, то он включен в состав общего имущества собственников данного дома.
Если детская площадка находится на земельном участке, который является общим для группы домов (например, жилого комплекса без сформированного земельного участка именно под данный дом), то такая территория находится в собственности публично-правового образования. В пункте 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении вопросов, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования, однако по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. То есть, лицом, обязанным нести ответственность за содержание детской площадки, является орган местного самоуправления.
Если детская площадка находится на муниципальной территории, то как правило обязанность ее содержания относится на орган местного самоуправления (ст. 109 ГК РФ). Однако в Определении Верховного Суда РФ от 25.0С каждым днем тема содержания и благоустройства детских площадок становится все более актуальной. Сломанное игровое оборудование, качели, не соответствующие требованиям ГОСТов, грязные неблагоустроенные дворы – привычная картина для многих из нас. Однако приводить игровые площадки в порядок никто не торопится, и количество несчастных случаев на них неизменно увеличивается.
Возникает вопрос: кто несет ответственность за содержание и состояние детских площадок на придомовой территории?
За ответом обратимся к букве закона.
Подпункт 4 пункта 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ гласит: «земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности».
Подпункт ж пункта 11 главы II «Требования к содержанию общего имущества» Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 г. №491 «содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества».
Таким образом, за детскую площадку, находящуюся на земельном участке, входящем в состав придомовой территории, отвечает управляющая организация. Жильцы многоквартирного дома оплачивают содержание данного земельного участка, соответственно, управляющая организация обязана поддерживать его в надлежащем состоянии – следить за исправностью качелей, каруселей, горок, осуществлять их ремонт и замену.
Управляющая организация отказывается от обслуживания детской площадки
В случае возникновения спорной ситуации, когда управляющая компания отказывается обслуживать игровую площадку, нужно ознакомиться с границами земельного участка, на котором она находится. Границы указываются в плане усадьбы, являющимся приложением к техническому паспорту на дом. План усадьбы хранится в управляющей организации:
- обратитесь к руководителю управляющей компании;
- обратитесь в Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода.
Если границы земельного участка, на котором находится многоквартирный дом, не определены, информацию можно получить из Приказа Минрегиона России от 27.12.2011 N 613 (ред. от 17.03.2014) "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований".
Детские площадки
Детские площадки обычно предназначены для игр и активного отдыха детей разных возрастов: преддошкольного (до 3 лет), дошкольного (до 7 лет), младшего и среднего школьного возраста (7 - 12 лет). Площадки могут быть организованы в виде отдельных площадок для разных возрастных групп или как комплексные игровые площадки с зонированием по возрастным интересам. Для детей и подростков (12 - 16 лет) рекомендуется организация спортивно-игровых комплексов (микро-скалодромы, велодромы и т.п.) и оборудование специальных мест для катания на самокатах, роликовых досках и коньках.
Расстояние от окон жилых домов и общественных зданий до границ детских площадок дошкольного возраста рекомендуется принимать не менее 10 м, младшего и среднего школьного возраста - не менее 20 м, комплексных игровых площадок - не менее 40 м, спортивно-игровых комплексов - не менее 100 м. Детские площадки для дошкольного и преддошкольного возраста рекомендуется размещать на участке жилой застройки, площадки для младшего и среднего школьного возраста, комплексные игровые площадки рекомендуется размещать на озелененных территориях группы или микрорайона, спортивно-игровые комплексы и места для катания - в парках жилого района.
Площадки для игр детей на территориях жилого назначения рекомендуется проектировать из расчета 0,5 - 0,7 кв. м на 1 жителя. Размеры и условия размещения площадок рекомендуется проектировать в зависимости от возрастных групп детей и места размещения жилой застройки в городе.
Площадки детей преддошкольного возраста могут иметь незначительные размеры (50 - 75 кв. м), размещаться отдельно или совмещаться с площадками для тихого отдыха взрослых - в этом случае общую площадь площадки рекомендуется устанавливать не менее 80 кв. м.
Оптимальный размер игровых площадок рекомендуется устанавливать для детей дошкольного возраста - 70 - 150 кв. м, школьного возраста - 100 - 300 кв. м, комплексных игровых площадок - 900 - 1600 кв. м. При этом возможно объединение площадок дошкольного возраста с площадками отдыха взрослых (размер площадки - не менее 150 кв. м). Соседствующие детские и взрослые площадки рекомендуется разделять густыми зелеными посадками и (или) декоративными стенками.
В условиях исторической или высокоплотной застройки могут использоваться вертикальные площадки (на фасадах зданий) и надземные площадки на крышах зданий.
Важно соблюдать установленные требования и стандарты при создании и содержании детских площадок, чтобы обеспечить безопасность и комфорт детей во время игры и активного отдыха.
Что нам скажет Википедия?
В федеральном и региональном законодательстве Российской Федерации понятие "общественное место" широко применяется, но его определение и конкретный перечень общественных мест отсутствуют. Понятие "общественное место" не закреплено в российских законодательных актах, не имеет законодательной регламентации в РФ. Наряду с понятием "общественное место" в законодательстве применяются смежные понятия - "запрещенное место", "отдельные территории, помещения и объекты, а также детские площадки" и другие. При этом понятия "запрещенное место" и "общественное место" не являются синонимами.
Примерный перечень общественных мест можно определить анализом государственных нормативных актов, а также из судебной практики.
В судебных решениях для классификации места правонарушения в качестве общественного встречается представление об общественном месте, как о всяком помещении и территории, предназначенном для нахождения в них людей и (или) удовлетворения их различных потребностей, при этом являющемся свободным для доступа неопределенного круга лиц.
Органы местного самоуправления могут издавать собственные перечни общественных мест.
В Кодексе об административных правонарушениях (КоАП РФ) к общественным местам отнесены улицы, стадионы, скверы, парки и транспортные средства общего пользования, однако этот перечень не является исчерпывающим, но дополняется формулировкой "и другие общественные места".
В межведомственной Инструкции о порядке заполнения и представления учетных документов от 29.12.2005 г. общественные места подразделяются на две группы.
Анализ разных нормативных актов органов государственной власти и местного самоуправления позволяет сформулировать понятие "общественное место" как любое место, свободное для разового, периодического либо постоянного доступа и использования неопределенным кругом лиц, за исключением объектов частного пользования либо мест, не разрешенных законодательством для пребывания граждан.