История Новой Голландии, связанная с Адмиралтейством и созданием Санкт-Петербурга. Узнайте, когда появился остров Новая Голландия и как он развивался на протяжении веков.
Появление Новой Голландии неразрывно связано с историей Адмиралтейства. Во времена создания Санкт-Петербурга Петр I приглашал голландских кораблестроителей для работы на верфях левого берега Невы. Обстановка настолько напоминала иностранный порт, что те места стали называть Голландией, а позднее это название закрепилось за островом, образованным Мойкой, Адмиралтейским и Крюковым каналами. Окончательно остров сформировался к 30-м годам XVIII века, тогда же Новая Голландия была передана в ведомство Адмиралтейств-коллегии и на острове появились первые деревянные амбары для хранения корабельного леса, построенные архитектором Иваном Коробовым. В середине XVIII века было принято решение возвести на месте деревянных сараев каменные сооружения. Архитектор Савва Чевакинский разрабатывает новаторские конструкции для вертикального хранения бревен и создает чертеж острова, выполненный в суровом крепостном стиле. Оформить фасады Новой Голландии поручают другому архитектору – Жану-Батисту-Мишелю Валлен-Деламоту, который предлагает проекты классических порталов и арочного декора фасадов, выходящих на каналы. Проекты двух мастеров были переработаны и воплощены инженером Иоганном Герардом. Строительство было завершено к концу XVIII века.
История Новой Голландии
История Новой Голландии берет свое начало с момента основания Санкт-Петербурга Петром I. Параллельно с городским строительством началось создание Северного флота. В 1704 году на левом берегу Невы были заложены верфь и здание Адмиралтейства. Для удобства строительства кораблей и доставки на верфь материалов и леса на Адмиралтейской стороне прорывались каналы. Так появились Крюков и Адмиралтейский каналы, соединившие Неву и Мойку. Образовавшийся остров стали называть Новой Голландией – название передалось от обычая именовать так местность вокруг Адмиралтейства, которая была устроена по образцу голландских верфей. По одной из версий, это произошло потому, что сама обстановка в районе, где работали приглашенные Петром голландские судостроители, иностранная речь, каналы с подъемными мостами напоминали Голландию. Еще в петровские времена на территории будущей Новой Голландии появился пруд правильной формы. Многие исследователи полагают, что там находился небольшой дворец Петра I. Это подтверждают некоторые документальные свидетельства, в том числе одна из ранних карт Санкт-Петербурга.
Первые строения
В 1732 году Новая Голландия перешла в ведомство Воинской морской комиссии. Тогда было принято решение продлить Адмиралтейский канал и занять площадь острова для строительства складов и амбаров. Именно в это время на острове появились первые деревянные амбары для хранения корабельного леса. Архитектором Иваном Коробовым были построены эти сооружения, которые стали первыми зданиями на Новой Голландии. В середине XVIII века было решено заменить деревянные постройки на каменные. Архитектор Савва Чевакинский разработал новаторские конструкции для вертикального хранения бревен и создал проект острова в суровом крепостном стиле. Оформление фасадов Новой Голландии было поручено архитектору Жану-Батисту-Мишелю Валлен-Деламоту, который предложил проекты классических порталов и арочного декора фасадов, выходящих на каналы. Позже проекты были переработаны и воплощены инженером Иоганном Герардом. Строительство каменных сооружений на Новой Голландии было завершено к концу XVIII века.
См. также
Появление новых зданий
В середине XIX века Новая Голландия перестала быть только складской территорией и на острове начали появляться сооружения нового назначения. В 1828 году было принято решение построить здание морской тюрьмы на западной части острова, на месте старых шлюпочных сараев. За разработку проекта отвечал архитектор Александр Штауберт. Был построен кольцеобразный трехэтажный корпус тюрьмы, способный вмещать до 500 человек.
Однако, тюрьма не использовалась по назначению до 60-х годов XIX века. В это время здание служило различным целям, таким как временный госпиталь, склады, швейная мастерская и гимнастическая команда. Только в 1863 году здание было реконструировано для использования в качестве тюрьмы. Рядом с тюрьмой был построен комендантский особняк, а на северо-восточной части острова был достроен корпус по Крюкову каналу. В результате этих работ остров Новая Голландия получил еще один закругленный угол и архитектурную композицию, оформленную спаренными колоннами.
В начале XIX века было также решено использовать амбары Новой Голландии для хранения инвентаря Морского ведомства. Некоторые из складских корпусов были переделаны под мундирные магазины, а другие использовались под экипажные магазины. На острове появилась первая деревянная гауптвахта.
Таким образом, Новая Голландия возникла в начале XVIII века, в связи с развитием Адмиралтейства и строительством Санкт-Петербурга. Остров стал местом хранения корабельного леса и других материалов для строительства флота. Со временем на Новой Голландии были построены каменные сооружения, включая здание морской тюрьмы. Остров играл важную роль в развитии российского флота и сохраняет историческую ценность как старейший утилитарный ансамбль города.
Что нам скажет Википедия?
Новая Голландия — два рукотворных острова в дельте Невы. Они возникли в результате того, что в 1719 году между Невой и рекой Мойкой для нужд судостроителей были прорыты два канала: Крюков и Адмиралтейский. Авторство современного названия легенда приписывает самому Петру I (считается, что он любил отдыхать здесь, и для него были построены домик и пруд). Оно было самым подходящим, поскольку первоначально «Голландией» в Санкт-Петербурге называлось место около Адмиралтейства, где были устроены склады корабельного леса. После прорытия двух каналов склады были перенесены на образовавшийся остров, а сам остров получил название «Новая Голландия».