Узнайте историю места, где расположена Новая Голландия в Санкт-Петербурге до ее создания. Рассмотрим роль острова в развитии флота и его современное преобразование. Читайте на МАЛВИС.
Введение
Остров Новая Голландия, расположенный в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга, является одним из старейших утилитарных ансамблей города. Его история уходит в глубокое прошлое, начиная с момента, когда два канала были прорыты в 1719 году для нужд судостроителей, что привело к образованию острова. В данной статье мы рассмотрим историю места, которое находилось на месте Новой Голландии до ее создания.
История Новой Голландии
Новая Голландия состоит из двух рукотворных островов, образованных в дельте реки Невы. Ее название было придумано самим Петром I, который, считается, любил отдыхать на этом месте. Изначально, территория рядом с Адмиралтейством, где были расположены склады корабельного леса, называлась "Голландией". После прорытия двух каналов, склады были перенесены на образовавшийся остров, который получил название "Новая Голландия".
В 1732 году, архитектор Иван Коробов по поручению Адмиралтейства начал строительство бассейнов и складов на острове для нужд судостроителей Галерной верфи. Вначале на острове были построены сараи для хранения корабельного леса, инструментов и приспособлений для строительства и ремонта судов. Однако, с течением времени, потребность в месте хранения стала расти, и в 1763 году было принято решение провести комплексную реконструкцию острова с заменой всех построек на каменные. Проектом реконструкции занимался С. И. Чевакинский, который предложил новую систему хранения леса в виде вертикальных конусов, что позволило увеличить вместимость складов и предотвратить гниение дерева.
Строительство зданий острова осуществлялось из красного кирпича без штукатурной отделки. В 1788 году, в процессе строительства, был привлечен французский архитектор Жан-Батист Валлен-Деламот, который разработал проект для отделки фасадов. Фасады складов были выполнены в виде аркады из полукруглых проемов-дверей. Одним из известных элементов архитектурной композиции стало знаменитая арка, которая переброшена через канал, соединяющий внутренний бассейн "Ковш" с рекой Мойкой. Ее строительство было завершено в 1787 году и она до сих пор впечатляет своими размерами и архитектурой.
Появление новых зданий
В начале XIX века, система хранения бревен, предложенная архитектором Чевакинским, оказалась неэффективной, так как дерево начало подгнивать. В результате, было решено использовать амбары для инвентаря Морского ведомства. Складские корпуса к западу от портала были переделаны под мундирные магазины, а корпуса к востоку и по Крюкову каналу стали использоваться под экипажные магазины. Также на острове появилась первая деревянная гауптвахта.
В 1828 году, в западной части острова Новая Голландия, на месте неиспользуемых шлюпочных сараев, было решено построить здание морской тюрьмы. Проект был разработан архитектором Александром Штаубертом. Тюрьма включала трехэтажное здание на 500 человек с кольцеобразным планом, которое было построено за два года. Вначале тюрьма не использовалась по назначению и размещала военно-арестантские роты, временные госпитали и другие учреждения. Только в 1863 году она была реконструирована под тюремные нужды.
Новая Голландия сегодня
В настоящее время, остров Новая Голландия претерпел значительные изменения и стал одним из интересных объектов Санкт-Петербурга. Он сочетает в себе зеленые зоны отдыха и коммерческие проекты. На острове существуют открытые лекционные пространства, сады с редкими растениями, балетная студия и другие развлекательные объекты. Зимой на острове открывается небольшой каток, а пруд часто используется для выставочных мероприятий.
Однако, самым интересным аспектом Новой Голландии является ее историческое наследие. Здание бывшей морской тюрьмы, известное как "бутылка", стало символом острова. Здесь размещалась особая пенитенциарная система, где заключенные моряки осваивали новую профессию и получали оклад. Остров также играл важную роль в развитии российского флота, с появлением опытового бассейна в конце XIX века и созданием лаборатории по разработке бездымного порошка.
См. также
Заключение
Остров Новая Голландия в Санкт-Петербурге имеет богатую историю, начиная с его образования в начале XVIII века. От складов корабельного леса до здания морской тюрьмы, он играл важную роль в развитии российского флота. Сегодня Новая Голландия претерпела преобразования и стала одним из интересных мест города, сочетая в себе историческое наследие и современные коммерческие проекты.
Что нам скажет Википедия?
Новая Голландия — два рукотворных острова в дельте Невы. Они возникли в результате того, что в 1719 году между Невой и рекой Мойкой для нужд судостроителей были прорыты два канала: Крюков и Адмиралтейский. Авторство современного названия легенда приписывает самому Петру I (считается, что он любил отдыхать здесь, и для него были построены домик и пруд). Оно было самым подходящим, поскольку первоначально «Голландией» в Санкт-Петербурге называлось место около Адмиралтейства, где были устроены склады корабельного леса. После прорытия двух каналов склады были перенесены на образовавшийся остров, а сам остров получил название «Новая Голландия».
В 1732 году Адмиралтейство поручило архитектору Ивану Коробову построить сеть бассейнов (в частности, Адмиралтейский канал) и ряд складов по периметру острова для нужд судостроителей Галерной верфи. Большая часть территории острова была застроена сараями, в которых хранился корабельный лес, инструменты и различные приспособления для строительства и ремонта судов. С течением времени места стало не хватать, и в 1763 году было решено провести комплексную реконструкцию острова с заменой всех построек на каменные. В основу нового складского комплекса был положен проект С. И. Чевакинского. Он предложил идею сушки леса не в штабелях, а в вертикальном положении («конусами»), таким образом удалось увеличить вместимость складских помещений и избежать гниения дерева.
Здания были построены из красного кирпича и лишены обычной для того времени штукатурной отделки. Когда в 1788 году было прекращено строительство по предыдущему проекту, к работам привлекли французского архитектора Жана-Батиста Валлен-Деламота. Отделку фасадов производили уже в соответствии с его проектом (фасады складов выполнены в виде аркады из полукруглых проёмов-дверей). Ему же принадлежит идея знаменитой арки, переброшенной через канал, соединяющий внутренний бассейн («Ковш») с рекой Мойкой. Арка Новой Голландии построена в 1779—1787 годах. Её высота — 23 метра, а ширина пролёта — 8 с лишним метров. Архитектурная композиция соединяет образ древнеримской триумфальной арки, обрамлённой мощными сдвоенными гранитными трёхчевертными колоннами тосканского ордера и «вставленным» в проём арки подобием «палладиева окна» с отрезками антаблемента. Мощь и одновременно изящество этого сооружения производит несколько суровое, но истинно монументальное впечатление. На стенах пилонов сделаны полуциркульные ниши с наличниками и замками с гирляндами из светлого камня, верхняя часть арки выделена профилированным поясом, замковым камнем и рельефной гирляндой, сделанными из светлого известняка. Проект арки был скорректирован военным инженером И. К. Герардом через два года после постройки (Герард обнаружил, что проектные размеры острова и каналов у Чевакинского и Валлен-Деламота не соответствуют реальности), в 1783 году конструкцию усиливал М. Н. Ветошников (фактически из-за второй русско-турецкой войны проект остался не до конца реализован).
В 1805—1808 годах А. Д. Захаров перестроил ряд зданий комплекса.
В 1823—1829 годах по проекту А. Е. Штауберта на западной стрелке острова было построено кольцеобразное в плане здание морской тюрьмы, которое автор называл арестантской башней, а в народе прозвали «бутылкой».
Военный инженер М. А. Пасыпкин сделал попытку завершить ансамбль, построив в 1847 году у слияния каналов здание, угловая часть которого скруглена и украшена высоким проёмом, обрамлённым парами колонн; также он планировал построить длинный корпус вдоль Адмиралтейского канала, но проект не был реализован.