История Новой Голландии неразрывно связана с историей Адмиралтейства. Узнайте, что было ранее на месте Новой Голландии и как остров служил складом и тюрьмой для военных преступников и матросов. Историческая роль острова в развитии российского флота.
Появление Новой Голландии
История Новой Голландии неразрывно связана с историей Адмиралтейства. Во времена создания Санкт-Петербурга Петр I приглашал голландских кораблестроителей для работы на верфях левого берега Невы. Обстановка настолько напоминала иностранный порт, что те места стали называть Голландией, а позднее это название закрепилось за островом, образованным Мойкой, Адмиралтейским и Крюковым каналами.
Окончательно остров сформировался к 30-м годам XVIII века, тогда же Новая Голландия была передана в ведомство Адмиралтейств-коллегии и на острове появились первые деревянные амбары для хранения корабельного леса, построенные архитектором Иваном Коробовым. В середине XVIII века было принято решение возвести на месте деревянных сараев каменные сооружения.
Первые строения
В 1828 году было решено построить здание морской тюрьмы в западной части острова Новая Голландия, на месте шлюпочных сараев, которые пришли в негодность. Разработку проекта поручили архитектору Военного ведомства Александру Егоровичу Штауберту.
Построенное здание получило форму кольца и было использовано как военно-морская исправительная тюрьма. Работы по строительству здания заняли два года.
Морская тюрьма
В 1863 году здание было реконструировано и приспособлено под тюремные нужды. Вокруг здания были построены комендантский особняк и другие сооружения. Тюрьма служила для содержания военных преступников и матросов, совершивших различные правонарушения. В тюрьме использовалась правильная пенитенциарная система, согласно которой заключенные осваивали новую профессию и получали оклад.
См. также
Появление новых зданий
В начале XIX века было принято решение использовать амбары для инвентаря Морского ведомства. Складские корпуса были переделаны под магазины и гауптвахту, что позволило более эффективно использовать пространство острова.
На острове Новая Голландия, который в течение XVIII века оставался складской территорией, появились новые сооружения. В середине XIX века строится здание морской тюрьмы, разработанное архитектором Александром Штаубертом. Для заключенных моряков действовала особая пенитенциарная система: отбывая наказание, они осваивали новую профессию и получали оклад, который копился вплоть до освобождения. Остров сыграл ключевую роль в развитии российского флота: в конце XIX века тут появился первый в России опытовый бассейн, созданный по инициативе Дмитрия Менделеева. Под руководством ученого на острове была также создана лаборатория по разработке бездымного пороха.
Таким образом, Новая Голландия в Петербурге ранее служила складской территорией и местом содержания военных преступников и матросов. Остров играл важную роль в развитии российского флота и был связан с историей Адмиралтейства.
Что нам скажет Википедия?
Новая Голландия — два рукотворных острова в дельте Невы. Они возникли в результате того, что в 1719 году между Невой и рекой Мойкой для нужд судостроителей были прорыты два канала: Крюков и Адмиралтейский. Авторство современного названия легенда приписывает самому Петру I (считается, что он любил отдыхать здесь, и для него были построены домик и пруд). Оно было самым подходящим, поскольку первоначально «Голландией» в Санкт-Петербурге называлось место около Адмиралтейства, где были устроены склады корабельного леса. После прорытия двух каналов склады были перенесены на образовавшийся остров, а сам остров получил название «Новая Голландия».
В 1732 году Адмиралтейство поручило архитектору Ивану Коробову построить сеть бассейнов (в частности, Адмиралтейский канал) и ряд складов по периметру острова для нужд судостроителей Галерной верфи. Большая часть территории острова была застроена сараями, в которых хранился корабельный лес, инструменты и различные приспособления для строительства и ремонта судов. С течением времени места стало не хватать, и в 1763 году было решено провести комплексную реконструкцию острова с заменой всех построек на каменные. В основу нового складского комплекса был положен проект С. И. Чевакинского. Он предложил идею сушки леса не в штабелях, а в вертикальном положении («конусами»), таким образом удалось увеличить вместимость складских помещений и избежать гниения дерева.
Здания были построены из красного кирпича и лишены обычной для того времени штукатурной отделки. Когда в 1788 году было прекращено строительство по предыдущему проекту, к работам привлекли французского архитектора Жана-Батиста Валлен-Деламота. Отделку фасадов производили уже в соответствии с его проектом (фасады складов выполнены в виде аркады из полукруглых проёмов-дверей). Ему же принадлежит идея знаменитой арки, переброшенной через канал, соединяющий внутренний бассейн («Ковш») с рекой Мойкой. Арка Новой Голландии построена в 1779—1787 годах. Её высота — 23 метра, а ширина пролёта — 8 с лишним метров. Архитектурная композиция соединяет образ древнеримской триумфальной арки, обрамлённой мощными сдвоенными гранитными трёхчевертными колоннами тосканского ордера и «вставленным» в проём арки подобием «палладиева окна» с отрезками антаблемента. Мощь и одновременно изящество этого сооружения производит несколько суровое, но истинно монументальное впечатление. На стенах пилонов сделаны полуциркульные ниши с наличниками и замками с гирляндами из светлого камня, верхняя часть арки выделена профилированным поясом, замковым камнем и рельефной гирляндой, сделанными из светлого известняка. Проект арки был скорректирован военным инженером И. К. Герардом через два года после постройки (Герард обнаружил, что проектные размеры острова и каналов у Чевакинского и Валлен-Деламота не соответствуют реальности), в 1783 году конструкцию усиливал М. Н. Ветошников (фактически из-за второй русско-турецкой войны проект остался не до конца реализован).
В 1805—1808 годах А. Д. Захаров перестроил ряд зданий комплекса.
В 1823—1829 годах по проекту А. Е. Штауберта на западной стрелке острова было построено кольцеобразное в плане здание морской тюрьмы, которое автор называл арестантской башней, а в народе прозвали «бутылкой» (отсюда якобы пошло выражение «лезть в бутылку»).
Военный инженер М. А. Пасыпкин сделал попытку завершить ансамбль, построив в 1847 году у слияния каналов здание, угловая часть которого скруглена и украшена высоким проёмом, обрамлённым парами колонн; также он планировал построить длинный корпус вдоль Адмиралтейского канала, но проект не был реализован.